Сверхлёгкий самолёт (самолёт СЛА) |
Сверхлёгкий самолёт — это самолёт, максимальный взлётный вес которого не превышает 450-500 кг. Лёгкие самолёты стоят дешевле обычных, потребляют меньше топлива, проще в обслуживании. Они более манёвренные, но менее устойчивы к погодным условиям.
Разновидностью сверхлёгких самолётов являются так называемые KIT-самолёты. Это самолёты, которые собираются вручную владельцем из поставляемого набора запчастей и оборудования. KIT-наборы очень популярны на западе, поскольку позволяют значительно сэкономить на стоимости самолёта, а также приобщиться к творческому процессу создания летающей машины. Однако, несмотря на наличие всеобъемлющей инструкции по сборке, иногда полностью собрать самолёт самому бывает затруднительно. Существуют компании, продающие самолёты, собранные из KIT-наборов. Такие самолёты обходятся дороже, чем собранные самостоятельно, но дешевле, чем произведённые на заводе.
Взлёты и посадки |
Для взлёта и посадки сверхлёгкому самолёту (самолёту категории «сверхлёгкий летательный аппарат») требуется взлётно-посадочная полоса длиной в 150-300 метров. Такие самолёты легки и быстро набирают высоту.
В принципе, управление сверхлёгким самолётом, производство взлёта и посадки несильно отличается от управления обычным самолётом. Нужно только особенное внимание уделять атмосферным условиям — направлению и силе ветра, сдвигу ветра, трубулентным зонам и т.д.
Обучение и эксплуатация сверхлёгких самолётов |
Обучение полётам на сверхлёгких самолётах занимает также минимум 42 часа. Стоимость обучения может быть несколько ниже в виду того, что подобные самолёты тратят меньше топлива.
Однако не стоит рассчитывать сэкономить на обучении на самолёте СЛА, чтобы потом пересесть на обычный самолёт. На наиболее сложном этапе полёта, при выполнении посадки, скорости сверхлёгкого и обычного самолётов могут отличаться в 1,5 раза! Поэтому для выполнения полётов на самолётах придётся проходить дополнительные часы лётных курсов.
Эксплуатация СЛА-самолётов мало чем отличается от обычных. Они так же базируются на аэродромах, с них так же берут сборы за посадки и стоянку. Поэтому выгода в приобретении такого самолёта — только в первоначально уплаченной цене. Новые самолёты можно купить за сумму от 1500000 рублей.
Безопасность полётов на сверхлёгких самолётах |
Полёты на сверхлёгких самолётах опаснее, чем на обычных из-за большей зависимости от погодных условий. Помимо традиционных рисков, связанных с полётами на самолёте (отказ двигателя, систем и т.п.), самолёты СЛА очень лёгкие, они реагируют на любой порыв ветра. Поэтому опасность представляют полёты в условиях сильного ветра, сдвига ветра, повышенной турбулентности. Там, где обычному самолёту порыв ветра не причинит никакого вреда, не сильно изменит курс полёта, у сверхлёгкого самолёта может образоваться опасный угол крена или тангажа. Не говоря уже о том, что заход на посадку будет испорчен.
Самолёты СЛА делаются из лёгких хрупких материалов. В случае падения пилот менее защищён от внешней среды.