Система пилотских лицензий |
Для управления любым летательным аппаратом необходимо иметь пилотскую лицензию — лётные права. Лётные права выдаются после прохождения теоретического и практического обучения специализированными учреждениями. Существует несколько типов лётных лицензий. Каждый последующий тип отражает способность пилота эффективнее и безопаснее управлять летательным аппаратом, основываясь на всё возрастающем опыте и багаже теоретических знаний. К некоторым типам пилотских свидетельств могут выдаваться дополнительные допуски, определяющие возможность полётов в разное время суток, в разных метеорологических условиях, на разных типах самолётов.
Перед тем, как начать обучение полётам, необходимо определиться с тем, какие полёты Вы будете совершать в дальнейшем. И, исходя из этого, выбрать для себя наиболее подходящий тип лётной лицензии, который позволит Вам совершать все необходимые действия на выбранном летательном аппарате.
В разных странах системы лётных прав несколько отличаются друг от друга. Можно выделить три большие зоны, в которых можно получить свидетельство пилота: Россию, США и страны Евросоюза.
Система свидетельств пилотов в России |
Лётные права в России называются свидетельством пилота. Система пилотских свидетельств и основания для их выдачи регламентированы федеральными авиационными правилами «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полётов (полётным диспетчерам) гражданской авиации», действующими с 2009 года.
Свидетельства пилотов
Свидетельство пилота необходимо для управления сверхлёгким воздушным судном, планером, аэростатом, дирижаблем, самолётом или вертолётом. Существуют следующие виды свидетельств пилота:
— свидетельство частного пилота (до 2009 г. в нормативных документах — свидетельство пилота-любителя)
— свидетельство коммерческого пилота
— свидетельство пилота многочленного экипажа
— свидетельство линейного пилота
— свидетельство пилота планера
— свидетельство пилота свободного аэростата
— свидетельство пилота сверхлёгкого воздушного судна
Свидетельство частного или коммерческого пилота может быть выдано пилоту самолёта, вертолёта или дирижабля. Свиедетельство пилота многочленного экипажа выдаётся только пилоту самолёта. Свидетельство линейного пилота может быть выдано пилоту самолёта или вертолёта.
Квалификационная отметка о классе и типе
В свидетельстве пилота в обязательном порядке должна стоять квалификационная отметка о классе или типе летательного аппарата, к полётам на котором допущен пилот.
Для всех летательных аппаратов кроме вертолётов, у которых предусмотрено управление одним членом экипажа проставляется отметка о классе воздушного судна:
— с одним двигателем, сухопутный
— с одним двигателем, гидросамолет
— многодвигательный, сухопутный
— многодвигательный, гидросамолет
В остальных случаях в свидетельство пилота ставится отметка о типе воздушного судна, к полётам на котором допущен пилот.
Прочие квалификационные отметки
В пилотское свидетельство могут быть внесены следующие дополнительные квалификационные отметки:
— отметка о праве выполнения ночных полётов
— отметка о праве выполнения полётов по приборам
— отметка о праве работы только вторым пилотом
— отметка о праве работы пилотом-инструктором
Система лицензий пилотов в США |
В США лётные права называются лицензией пилота (pilot license). Система пилотских лицензий и рейтингов регламентируется документом «Федеральные авиационные правила» (Federal Aviation Regulations), введёнными в действие с 1978 года (в части, касающейся лицензий).
Лицензии пилотов (pilots licenses)
В США существуют следующие виды лицензий пилотов:
— лицензия пилота-студента (student pilot license)
— лицензия пилота-спортсмена (sport pilot license)
— лицензия пилота-туриста (recreational pilot license)
— лицензия частного пилота (private pilot license, PPL)
— лицензия коммерческого пилота (commercial pilot license, CPL)
— лицензия пилота транспортной авиации (airline transport pilot license, ATPL)
— свидетельство лётного инструктора (flight instructor certificate, CFI)
Рейтинги категорий летательных аппаратов (category-rating)
В лицензии пилота в обязательном порядке указывается категория летательного аппарата, на котором пилоту разрешены полёты. Существуют следующие категории:
— самолёт
— винтокрылый летательный аппарат (вертолёт, автожир)
— планер
— летательный аппарат легче воздуха
— летательный аппарат с вертикальным взлётом (кроме винтокрылых аппаратов)
— моторный парашют (аэрошют, парамотор, паралёт)
— моторные летательные аппараты, управляемые смещением центра тяжести (дельталёт)
Рейтинги класса летательных аппаратов (class-rating)
В лицензии пилота в обязательном порядке указывается класс самолёта, если лицензия выдана пилоту самолёта:
— Однодвигательный сухопутный
— Многодвигательный сухопутный
— Однодвигательный водный
— Многодвигательный водный
Если лицензия выдана пилоту винтокрылого летательного аппарата, то в ней в обязательном порядке указывается класс:
— вертолёт
— автожир
Для летательных аппаратов легче воздуха указывается класс:
— дирижабль
— аэростат (воздушный шар)
Для дельталётов, аэрошютов, парамоторов и паралётов указывается класс «сухопутный» или «водный».
Рейтинги типа (type-ratings)
Если пилот управляет летательным аппаратом с турбореактивным двигателем или весом более 5700 кг (кроме летательных аппаратов легче воздуха), он должен иметь рейтинг типа:
— большой летательный аппарат
— турбореактивный двигатель
На многие большие летательные аппараты устанавливаются индивидуальные рейтинги типа (например, type-rating на Boeing-737-800).
Также существует рейтинг типа «второй пилот» — для тех случаев, когда пилот выполняет функции второго пилота в экипаже из двух и более человек.
Рейтинг «полёты по приборам» (instrument rating, IR)
Рейтинг «полёты по приборам» позволяет выполнять полёты по приборам. Может быть выдан только пилотам самолётов, вертолётов и летательных аппаратов с вертикальным взлётом.
Система лётных лицензий в Европе |
Несмотря на существование Евросоюза в Европе до сих пор формально нет единой системы лётных лицензий, обязательной для всех стран-участниц. Приступившее к работе в 2008 году Европейское Агентство по Авиационной Безопасности (EASA) пока не выработало единых правил, регулирующих сертификацию пилотов. Поэтому на сегодняшний день лицензии выдаются как и раньше национальными авиационными властями в соответствии с документом JAR-FCL (Joint Aviation Regulations, Flight crew licencing). На практике лицензии, выданные в соответствии с JAR-FCL, признаются всеми остальными странами-участницами Евросоюза.
Лицензии пилотов
В Европе существуют следующие лицензии пилотов:
— лицензия пилота-студента (student pilot license)
— лицензия частного пилота (private pilot license, PPL)
— лицензия коммерческого пилота (commercial pilot license, CPL)
— лицензия пилота авиалиний (airline transport pilot license, ATPL)
Дополнительные лицензии, необходимые для полётов
Страна, выдающая лицензии согласно правилам JAR-FCL может выдавать как общие лицензии, действующие во всех странах Евросоюза, так и национальные. Национальные лицензии действительны только в воздушном пространстве той страны, которая эту лицензию выдала. Если пилот собирается получать общую, а не национальную лицензию, он должен также получить подтверждение знания английского языка уровня ICAO 4 или выше.
Во всех случаях, когда для полётов требуется ведение радиосвязи, пилот должен получить лицензию оператора радиотелефонных переговоров (flight radiotelephony operator’s licence, FRTOL или R/T-licence). Она может быть дополнением к стандартной лицензии пилота или отдельной лицензией.
Рейтинги класса самолётов (class-rating)
Для всех самолётов, управление которыми не требует рейтинга типа (type-rating’а) в лицензию пилота заносится информация о классе летательных аппаратов, на которых пилоту разрешено летать:
— одномоторные поршневые сухопутные
— одномоторные поршневые водные
— туристические моторные планеры
— нзавание компании-производителя сухопутного турбовинтового самолёта
— нзавание компании-производителя водного турбовинтового самолёта
— многомоторные поршневые сухопутные
— многомоторные поршневые водные
Для вертолётов рейтинги класса не предусмотрены
Рейтинги типа (type-ratings) самолётов и вертолётов
Во всех остальных случаях пилот должен иметь рейтинг типа, чтобы управлять самолётом или вертолётом. Существуют следующие рейтинги:
— индивидуальный рейтинг для каждого вертолёта
— индивидуальный рейтинг для каждого самолёта, в котором экипаж состоит из двух и более пилотов
— индивидуальный рейтинг для каждого многодвигательного турбовинтового самолёта
— индивидуальный рейтинг для каждого турбореактивного самолёта
Рейтинг «полёты по приборам» (instrument rating, IR)
Рейтинг «полёты по приборам» позволяет выполнять полёты по приборам.
Ночной рейтинг (night qualification)
Ночной рейтинг позволяет выполнять полёты в тёмное время суток.
Рейтинг инструктора (instructor rating)
Рейтинг инструктора позволяет обучать пилотированию студентов.