ЛИНЕЙНЫЙ ПИЛОТ (ATPL)

Свидетельство линейного пилота

 

Свидетельство линейного пилота — высшая категория лётных лицензий, отражающая высокий лётный опыт пилота. Обладателям ATPL (airline transport pilot license — аналог российского свидетельства линейного пилота, также встречается перевод «свидетельство пилота авиалиний») разрешено выполнять любые коммерческие полёты в качестве командира воздушного судна или второго пилота. Разрешение на выполнение коммерческих полётов означает возможность перевозить пассажиров или груз с целью получения прибыли или заработной платы.

Поскольку пилоты, имеюшие ATPL, как правило, летают на больших самолётах и вертолётах, для каждого из них может потребоваться получение квалификационной отметки о типе (type-rating). Также для работы в авиакомпании часто требуется пройти курсы MCC (взаимодействие в экипаже из двух и более человек) и CRM (человеческий фактор).

Требования по налёту

 

Для получения свидетельства линейного пилота необходимо выполнить требования по налёту. В разных странах они незначительно отличаются.

Требования к линейным пилотам в России (ФАВТ-СЛП)

1. Пилот должен иметь налёт не менее 1500 часов, в который засчитывается не более 100 часов налёта на тренажёре. Для пилота вертолёта требования по налёту установлены в размере 1000 и 100 часов соответственно.
2. Пилот самолёта должен иметь не менее 500 часов налёта в качестве командира воздушного судна (КВС) под наблюдением (только для самолётов). Или 250 часов налёта в качестве КВС. Или 70 часов налёта в качестве КВС и 180 часов — в качестве КВС под наблюдением.
3. Пилот самолёта должен иметь 200 часов налёта, выполняя полёты по маршруту. Из них 100 часов — в качестве командира воздушного судна или в качестве КВС под наблюдением.
4. Пилот должен иметь не менее 75 часа налёта по приборам из которых не более 30 часов — на тренажёре (для самолётов). Для пилотов вертолётов 30 и 10 часов соответственно.
5. Пилот должен иметь 100 часов налёта ночью (для самолётов) или 50 часов (для вертолётов) в качестве КВС или второго пилота.

Требования к линейным пилотам (airline transport pilots) в США (FAR-ATPL)

1. Пилот должен иметь налёт не менее 1500 часов, в который засчитывается не более 100 часов налёта на тренажёре. Для пилота вертолёта требования по налёту установлены в размере 1200 и 50 часов соответственно.
2. Пилот самолёта должен иметь 500 часов налёта, выполняя полёты по маршруту.
3. Пилот должен иметь 100 часов налёта ночью.
4. Пилот должен иметь не менее 75 часа налёта по приборам, из которых максимум 25 — на тренажёре.5. Пилот должен иметь не менее 250 часов налёта в качестве КВС или в качестве второго пилота, выполняющего функции КВС под наблюдением для самолёта (200 часов для вертолёта). Из них 100 часов по маршруту и 25 часов ночью.

Требования к линейным пилотам в Европе (JAR-ATPL)

1. Пилот должен иметь налёт не менее 1500 часов для самолёта и не менее 1000 часов для вертолёта.
2. Пилот самолёта должен иметь не менее 500 часов налёта в качестве командира воздушного судна (КВС) под наблюдением (только для самолётов). Или 250 часов налёта в качестве КВС. Или 100 часов налёта в качестве КВС и 150 часов — в качестве КВС под наблюдением.
3. Пилот самолёта должен иметь 200 часов налёта, выполняя полёты по маршруту. Из них 100 часов — в качестве командира воздушного судна или в качестве КВС под наблюдением.
4. Пилот должен иметь не менее 75 часа налёта по приборам из которых не более 30 часов — на тренажёре (для самолётов). Для пилотов вертолётов 30 и 10 часов соответственно.
5. Пилот должен иметь 100 часов налёта ночью в качестве КВС или второго пилота.

Прочие требования к линейному пилоту

 

1. Быть старше 21 года в России и Европе или старше 23 лет в США.

2. Уметь говорить, писать, читать и понимать английский язык (в США) или сдать языковой экзамен на 4ый (или выше) уровень ИКАО (в Европе).

3. Иметь хорошую моральную характеристику (в США).

4. Иметь свидетельство коммерческого пилота (CPL). В США требуется допуск к выполнению полётов по приборам (instrument rating). В случае прохождения интегрированного курса CPL не требуется.

4. Сдать теоретические экзамены по авиационным дисциплинам, что предполагает знание (дополнительно к знаниям, полученным в ходе обучения на коммерческого пилота):
— правил обслуживания воздушного движения
— общих характеристик и ограничений электрических, гидравлических систем, системы наддува и других систем воздушного судна
— системы управления полётом, включая автопилот
— влияния атмосферных условий на характеристики двигателей
— правил эксплуатации и ограничений соответствующих видов воздушных судов
— влияния атмосферных условий на лётно-технические характеристики воздушных судов согласно соответствующим эксплуатационным данным из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа
— пилотажных приборов
— компасов
— гироскопических приборов, эксплуатационных ограничений и воздействия прецессии
— правил и порядка действий при отказах различных пилотажных приборов и электронных индикаторов
— для самолётов — метеорологии на больших высотах, включая понимание и использование метеосводок, карт и прогнозов
— струйных течений
— особых навигационных требований в отношении полётов по маршрутам большой протяженности
— использования, учета ограничений и эксплуатационной надёжности авиационного электронного и приборного оборудования, необходимого для управления воздушным судном и навигации
— использования навигационных систем, применяемых на этапах вылета, полета по маршруту, захода на посадку и посадки
— принципов и характеристик автономных навигационных систем и систем, ориентированных на внешние средства
— работы бортового оборудования
— соблюдения мер предосторожности и действий в аварийной обстановке
— правил безопасности полётов

5. Иметь медицинское заключение первого класса

6. Иметь опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях дополнительно к опыту эксплуатации, накопленному при получении свидетельства коммерческого пилота:
— плавно и точно осуществлять ручное управление самолётом в пределах ограничений его лётно-технических характеристик, обеспечивая успешное выполнение схемы полёта или маневра
— управлять самолетом с автопилотом, работающем в режиме, соответствующем этапу полёта, и знать особенности его работы в различных режимах
— точно выполнять порядок действий в нормальных, особых и аварийных условиях на всех этапах полёта
— принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять управление самолётом, включая процесс принятия взвешенных решений и осведомлённость о воздушной обстановке
— осуществлять взаимодействие с другими членами лётного экипажа и демонстрировать способность эффективно выполнять процедуры на случай потери работоспособности членами экипажа и обеспечения координации членов экипажа, включая распределение задач по пилотированию, координацию действий членов экипажа, соблюдение штатных эксплуатационных процедур и использование контрольных карт

Рейтинг
( Пока оценок нет )