ОБУЧЕНИЕ ПОЛЁТАМ НА ПАРАПЛАНЕ

Параплан

 

Параплан — это летательный аппарат, состоящий из мягкого надувного крыла и подвесной системы. Поскольку параплан тяжелее воздуха после старта он переходит в снижение. При этом создаётся набегающий поток воздуха. За счёт аэродинамики крыла образуется подъёмная сила, которая уменьшает скорость снижения.

Аэродинамическое качество лучших парапланов не превышает 10. Это означает, что снизившись на 1 метр, параплан пролетит не больше 10 метров по горизонтали. Из всех безмоторных летательных аппаратов тяжелее воздуха аэродинамическое качество у параплана хуже всех. Однако из летательных аппаратов своего семейства аэродинамическое качество параплана выше, чем у парамотора, паралёта и аэрошюта.

Однако опытные пилоты умудряются выполнять маршрутные полёты длиной в несколько десятков километров. Происходит это благодаря существованию восходящих потоков нагретого воздуха над определёнными участками земной поверхности. Чем лучше поглощает солнечный свет земля (например, свежая пашня), тем сильнее она нагревается. От неё нагревается воздух. Нагреваясь, воздух расширяется и поднимается вверх с определённой скоростью. Если эта скорость превысит вертикальную скорость снижения попавшего в такой поток параплана, то параплан будет набирать высоту!

Взлёты и посадки

 

Взлёт на параплане возможен двумя способами: с горки и с лебёдки. В первом случае парапланерист выбирает склон, по направлению на который дует ветер. Парапланерист разбегается, ветер подхватывает купол и начинается полёт. В центральной чатси России горы отсутствуют, используются склоны холмов высотой 30-50 метров. Этого хватает для первоначального обучения, но недостаточно для маршрутных полётов, так как за 1-2 минуты полёта найти восходящий термический поток можно только случайно. Лебёдка затягивает парапланериста на высоту 300-500 метров. В этом случае у него в 10 раз больше времени на поиск восходящего потока.

Поскольку подходящих склонов и работающих лебёдок не так уж и много, сказать о том, что на параплане можно летать где угодно нельзя. Однако по сравнению с другими безмоторными летательными аппаратами параплан даёт пилоту наибольшую свободу.

Приземление на параплане не требует никаких особенных условий — достаточно ровного участка местности. Пробег при посадке на параплане отсутствует.

Обучение и эксплуатация параплана

 

Обучение полётам на параплане широко распространено по всему миру, в том числе и в России. Это обусловлено низкой стоимостью обучения — начальный курс стоит всего от 20000 рублей. После его прохождения уже можно покупать собственный параплан, который будет стоить всего от 50000 рублей.

Споры о том, с чего начинать обучение — со склона или с лебёдки не утихают до сих пор, однозначного ответа здесь нет. Склон безопаснее, но не позволяет производить длительные полёты, навыки дольше усваиваются. Лебёдка позволяет сразу почувствовать полёт и не торопясь обучаться управлению парапланом. Но если у пилота есть желание выехать за границу и полетать на параплане с гор, то навыка старта с лебёдки будет явно недостаточно, придётся подучиться.

После завершения начального обучения возможно постепенное повышение квалификации. Пилоты обучаются парению, маршрутным полётам. Также существуют курсы выхода из экстремальных ситуаций и курсы высшего пилотажа.

Эксплуатация собственного параплана не представляет никаких сложностей. Полный комплекс весит 20-30 кг и умещается в рюкзак, поэтому к месту старта можно добраться даже не имея собственного автомобиля. Подготовить параплан к полёту можно за 10-15 минут. Крыло и подвесная система служат 3-5 лет (в случае активных полётов), после чего должны быть полностью заменены.

Безопасность полётов на параплане

 

Параплан — один из самых безопасных летательных аппаратов. Обусловлено это тем, что летая на нём достаточно сложно войти в опасный режим полёта. Во время начального обучения полёты всегда проходят в условиях спокойной атмосферы, поэтому опасности никакой не представляют.

Иногда в условиях турбулентной атмосферы или в случае ошибки во время выполнения сложных пилотажных фигур крыло параплана может сложиться. В этом случае полностью или частично теряется подъёмная сила, что приводит к падению. Однако современные парапланы производятся таким образом, что в большинстве случаев крыло самостоятельно способно раскрыться и предотвратить падение.

Пилот параплана всегда может надеть на себя запасной парашют. В этом случае риск складывания купола практически исключается.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 2 из 5 )