Свидетельство коммерческого пилота |
Свидетельство коммерческого пилота — промежуточная ступень на пути повышения лётного мастерства. Обладателям CPL (commercial pilot license — аналог российского свидетельства коммерческого пилота) разрешено выполнять коммерческие полёты с некоторыми ограничениями. Обладателям соответствующих дополнительных рейтингов разрешено выполнять полёты по правилам полётов по приборам, ночные полёты, полёты на многодвигательных летательных аппаратах.
Разрешение на выполнение коммерческих полётов означает возможность перевозить пассажиров или груз с целью получения прибыли или заработной платы. Однако коммерческие пилоты ограничены в своих правах в силу сравнительно небольшого лётного опыта. Например, в России коммерческий пилот может быть только вторым пилотом на самолётах (вертолётах), для управления которыми предусмотрен экипаж из двух и более человек (в случае выполнения коммерческого полёта). В случае выполнения некоммерческого рейса или полёта на летательном аппарате, который управляется одним членом экипажа, коммерческий пилот может выполнять функции командира воздушного судна.
Для полётов на больших самолётах и вертолётах дополнительно к свидетельству коммерческого пилота может потребоваться квалификационная отметка о типе (type-rating).
Требования по налёту |
Для получения свидетельства коммерческого пилота необходимо выполнить требования по налёту. В разных странах они незначительно отличаются.
Требования к коммерческим пилотам в России (ФАВТ-СКП)
1. Пилот должен иметь налёт не менее 200 часов или 150 часов в ходе прохождения курса подготовки по утверждённой программе в качестве пилота самолёта, в который засчитывается не более 10 часов налёта на тренажёре. Для пилота вертолёта требования по налёту установлены в размере 150 или 100 часов соответственно.
2. Пилот самолёта должен иметь не менее 100 часов налёта в качестве командира воздушного судна (КВС) или, если кандидат прошёл курс обучения по утверждённой программе, не менее 70 часов в качестве КВС. Пилот вертолёта должен иметь налёт в качестве КВС в размере 35 часов.
3. Пилот самолёта должен иметь 20 часов налёта, выполняя полёты по маршруту в качестве командира воздушного судна, включая полёт по маршруту протяжённостью не менее 540 км с выполнением в ходе этого полета посадок до полной остановки на двух различных аэродромах. Пилот вертолёта должен иметь не менее 10 часов налёта по маршруту.
3. Пилот должен иметь не менее 10 часа налёта по приборам из которых не более 5 часов — на тренажёре.
4. Пилот должен иметь 5 часов налёта ночью, включая выполнение пяти взлетов и посадок ночью.
Требования к коммерческим пилотам (commercial pilots) в США (FAR-CPL)
1. Пилот должен иметь налёт не менее 250 часов для самолётов или 150 часов для вертолётов. Из них как минимум 100 часов на моторном летательном аппарате, 100 часов в качестве КВС из которых на маршрутных полётах 50 часов (для самолётов) или 35 часов (для вертолётов).
2. Пилот должен иметь не менее 20 часов налёта по программе подготовки коммерческих пилотов, которые включают в себя как минимум: 10 часов подготовки к полётам по приборам для самолётов (5 — для вертолётов); 10 часов полётов на «сложном самолёте» (с закрылками, убираемым шасси, регулируемым шагом винта, турбовинтовым движителем); один ночной и один дневной 2-часовой перелёт по прямой на дистанцию больше 185 км (100 морских миль) для самолётов или 93 км (50 морских миль) для вертолётов.
3. Пилот должен иметь 10 часов самостоятельного налёта или налёта в качестве КВС включающего в себя:
— Один полёт на расстояние от 555 км (300 морских миль) (для самолётов, для вертолётов ограничения по дальности нет). При этом нужно осуществить посадку до полной остановки на трёх аэродромах, а один из отрезков маршрута между двумя любыми аэродромами должен быть пройден по прямой длиной не менее 463 км (250 морских миль) для самолётов или 93 км (50 морских миль) для вертолётов.
— 5 часов налёта ночью по правилам визуальных полётов (VFR), включая выполнение десяти взлетов и посадок ночью на аэродромах с работающей диспетчерской вышкой.
Требования к коммерческим пилотам в Европе (JAR-CPL)
1. Пилот должен иметь налёт не менее 200 часов для самолёта или 150 часов для вертолёта. К началу курсов пилот должен иметь налёт не менее 150 часов для самолёта или 135 часов для вертолёта.
2. Пилот должен иметь не менее 20 часов налёта по программе подготовки коммерческих пилотов для самолётов или 30 часов налёта для вертолётов, которые включают в себя как минимум: 10 часов подготовки к полётам по приборам, из них максимум 5 — на тренажёре; 5 часов полётов на «сложном самолёте» (с убираемым шасси, регулируемым шагом винта, вмещающем 4 и более пассажиров).
3. Пилот должен иметь налёт не менее 100 часов в качестве КВС (70 часов в случае прохождения интегрированного курса) для самолётов. Для вертолётов — 50 часов в качестве КВС.
4. Пилот должен иметь 20 часов налёта по маршруту по правилам визуальных полётов (для самолётов). Для вертолётов налёт должен составить 10 часов. Один из таких полётов должен быть выполнен в течение одного дня на расстояние от 540 км (300 морских миль) для самолётов или 185 км (100 морских миль) для вертолётов. При этом нужно осуществить посадку до полной остановки на двух аэродромах, отличных от аэродрома взлёта.
5. Пилот должен иметь 5 часов ночного налёта, если он ранее не получил ночной рейтинг. 5 часов должны включать в себя как минимум один полёт по маршруту и 5 самостоятельных ночных взлётов и посадок.
Прочие требования к коммерческому пилоту |
1. Быть старше 18 лет
2. Уметь говорить, писать, читать и понимать английский язык (в США) или сдать языковой экзамен на 4ый (или выше) уровень ИКАО (в Европе)
3. Иметь свидетельство частного пилота (пилота-любителя). В случае прохождения интегрированного курса PPL не требуется.
4. Сдать теоретические экзамены по авиационным дисциплинам, что предполагает знание (дополнительно к знаниям, полученным в ходе обучения на пилота-любителя):
— оборудования и проверки исправности оборудования и систем соответствующих видов воздушных судов
— правил технического обслуживания планера, систем и силовых установок соответствующих видов воздушных судов
— авиационной метеорологии
— климатологии соответствующих районов и её влияния на авиацию
— перемещения областей низкого и высокого давления
— структур атмосферных фронтов
— причин возникновения и характеристик особых явлений погоды, которые влияют на условия полёта по маршруту, взлёта и посадки
— причин, распознавания и последствий обледенения
— порядка входа во фронтальную зону
— порядка обхода района с опасными метеоусловиями
— аэронавигации (самолётовождения), включая использование аэронавигационных карт, приборов и навигационных средств
— принципов и характеристик соответствующих навигационных систем
— работы бортового оборудования
— эксплуатационных правил перевозки грузов
— потенциальных рисков перевозки опасных грузов
— требований и практики инструктажа пассажиров по вопросам безопасности, включая меры предосторожности при посадке на воздушное судно и высадке из него
— для вертолётов — влияния грузов на внешней подвеске
5. Иметь медицинское заключение первого класса (в России) или второго класса (в Европе и США)
6. Иметь опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях дополнительно к опыту эксплуатации, накопленному при получении свидетельства пилота-любителя:
— полёты с асимметричной тягой при выдаче пилотам квалификационных отметок типа и класса самолётов с несколькими двигателями
— основные манёвры и выход из необычных угловых положений с помощью только основных пилотажных приборов
— правила изменения маршрута