Стратегии лётного обучения |
Мечтают летать миллионы людей по всему миру. И у каждого их них своё субъективное представление о полёте, свой способ получить удовольствие от пилотирования. Поэтому нет и не может быть какого-то одного способа обучению на пилота. Всё зависит от самого обучаемого.
Правила полётов в каждой стране различны. Свои особенности имеют и системы обучения пилотов в России и за рубежом. То, что подходит одному, не подходит другому и наоборот. Ниже мы попытались сформировать некоторые общие стратегии обучения полётам в зависимости от того, какие цели поставил перед собой будущий пилот.
Система лётных лицензий |
Право на выполнение полётов даёт лётное свидетельство или лицензия. В России существуют свидетельства пилота сверхлёгкого ВС, свидетельство пилота планера, свидетельство пилота свободного аэростата, свидетельство частного пилота, свидетельство коммерческого пилота, свидетельство пилота многочленного экипажа и свидетельство линейного пилота. В США и Европе наиболее востребованы Private Pilot License, Commercial Pilot License, Airline Transport Pilot License. Поскольку Россия является участницей Международной организации гражданской авиации (ICAO), с теми или иными временными и финансовыми трудностями иностранные лицензии могут быть признаны в России и наоборот. При этом как правило зачитывается налёт, а теоретические экзамены приходится сдавать заново.
В каждой стране после обучения пилоты получают лётные лицензии в соответствующем ведомстве и эти лицензии признаются другими странами. В России обучение полётам проходит не только в учреждениях гражданской авиации, но и в так называемых учреждениях государственной авиации. Сюда относятся аэроклубы «Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту» (ДОСААФ, бывшее РОСТО). Они также выдают пилотские свидетельства. Но действуют они только в рамках такиж же аэроклубов системы ДОСААФ, что накладывает очень серьёзные ограничения на их использование.
Цель: полёты на параплане или дельтаплане |
Полёты на параплане, дельтаплане, других летательных аппаратах, которые крайне редко используются для перелётов с одного аэродрома на другой — наиболее доступный на сегодня способ оказаться в небе. И наименее проблемный в российских реалиях.
Для обучения полётам на параплане или дельтаплане, их моторных вариациях можно поступать в любую лётную школу России — ДОСААФ или ГА, неважно. Ограничения, накладываемые свидетельством ДОСААФ, практически никак не скажутся на полётах — маршрутных полётов практически не бывает, валидировать или конвертировать свидетельство за рубежом также нужно не часто.
За рубежом и вовсе обучаться нет никакого смысла, если только Вы не проходите курсы повышения квалификации и Вам не требуется определённый рельеф и климатические условия.
Цель: научиться взлетать и садиться, выполнять пилотаж |
Далеко не всем требуется лётное обучение для совершения маршрутных полётов. Часто достаточно периодических полётов вокруг ближайшего к городу аэродрома. Для таких полётов достаточно обучиться взлетать, летать по кругу и садиться. Навигационные навыки, фразеология радиообмена, изучение процедур составления и подачи полётного плана не требуются.
В этом случае мы также рекомендуем обучение в России в любом понравившемся Вам аэроклубе — не важно, принадлежит он к системе гражданской авиации или государственной (ДОСААФ). Возможно, Вам даже не понадобится получение свидетельства пилота. Потому что в одиночку Вас всё равно практически никогда не будут выпускать в полёты, а с инструктором можно летать и без лицензии. Так что можно не гнаться за 42 часами налёта и летать в своё удовольствие в свободное время.
Если Вы хотите обучаться выполнению фигур пилотажа различной степени сложности, также нет необходимости ехать за границу либо ориентироваться исключительно на ГА’шные аэроклубы в России. Пилотаж предполагает работу в зоне, а выезды на международные соревнования возможны по свидетельствам пилотов-спорстменов, выдаваемых ДОСААФ. Никаких ограничений Вы на себе не испытаете.
Цель: полёты по маршруту, авиатуризм |
В силу особенностей авиации общего назначения в России совершать маршрутные полёты в рамках закона здесь будет довольно сложно. Поэтому большое количество российских пилотов «партизанят» — летают, не подавая заявку на полёт и не соблюдая ещё кучу бюрократических процедур. В случае незаконных полётов принадлежность аэроклуба, выдавшего пилотское, к ГА или ДОСААФ значения не имеет. «Партизанские» полёты незаконны. Помимо административного штрафа в несколько тысяч рублей Вам может грозить возмещение затрат вооружённых сил РФ на организацию перехвата Вашего самолёта. А это уже около 1 миллиона рублей. Поэтому если Вы всё же хотите летать по России законным образом, учитесь только в аэроклубах гражданской авиации.
Если же Вы хотите периодически летать за границей, тогда получать свидетельство пилота-любителя в России вообще не имеет никакого смысла. Лучше сразу представить, в каком регионе Вы будете летать чаще — в Европе или США. Если в Европе, то и обучаться нужно в Европе, чтобы получить европейский PPL (который признаётся всеми странами Евросоюза). Если в будущем предполагаете большинство полётов в неевропейских странах, тогда выгоднее получить американский PPL. Он дешевле и не нужно сдавать большого количества экзаменов.
За границей Вас научат не только взлетать, летать по кругу и выполнять посадку. Также Вас научат выполнять маршрутные полёты, дадут навигационные знания, умения работать с прогнозами погоды и принимать решение на вылет. Вы сразу будете обучаться на английском языке, поэтому в будущем полёты за границей не будут сопряжены с языковыми сложностями — в курс PPL входит фразеология радиообмена.
Даже если в Европе или США Вы планируете летать эпизодически, всё равно стоит получать PPL именно там. Ведь несмотря на то, что в России для выполнения полётов требуется российское пилотское свидетельство, как уже было сказано выше, в одиночку Вы практически никогда не сможете летать. А, значит, наличие или отсутствие у Вас свидетельства не имеет значения.
Если же Вы планируете обучиться пилотированию и впоследствии купить свой личный самолёт для полётов в России, то зарубежный PPL конвертировать в российский будет несложно.
В последнее время в России начала появляться услуга аренды лёгкого самолёта для самостоятельных полётов. Поэтому если Вы не планируете в ближайшее время покупать свой самолёт и рассчитываете летать менее 100 часов в год, вариант с арендой для Вас будет одним из наиболее выгодных. Для его реализации проще будет пройти обучение в том российском клубе, в котором Вы впоследствии собираетесь брать самолёт в аренду.
Цель: работа в российской авиакомпании |
К работе в российской авиакомпании можно идти двумя путями. Если Вы уверены в своих силах и можете поступить на бюджетное отделение авиационного училища или института, обладаете отличным здоровьем — этот вариант один из наиболее подходящих. При этом также необходимо располагать свободным временем на обучение, которое занимает до 5 лет. По окончании Вам выдадут свидетельство коммерческого пилота России, и у Вас будет небольшой налёт в 150 часов. Для устройства на работу в авиакомпанию потребуется налетать дополнительные часы, что может быть достаточно затруднительным, поскольку дополнительный налёт, естественно, будет оплачиваться уже из Вашего кармана.
Если здоровье у Вас не такое же, как у космонавта, возраст уже приличный, тогда поступить в училище или институт будет сложнее. Или даже невозможно. В таком случае остаётся только накопление денег и обучение за свой счёт. Поскольку целью в данном случае является устройство на работу в авиакомпанию, залогом её достижения является большой налёт, который позволит Вам конкурировать с другими пилотами на рынке труда. А поскольку налёт дешевле делать за границей, то и обучаться в целом выгоднее там.
В США и Европе существуют различные программы обучения, нацеленные на получение лицензии коммерческого пилота (CPL) или линейного пилота (ATPL). К каждой лицензии можно добавить «рейтинг», позволяющий Вам летать на многодвигательных самолётах, ночью, по приборам и т.д. После обучения на ATPL Вам также предстоит получить type-rating (допуск на управление воздушным судном определённого типа, например, Boeing-737-500). Также возможно потребуется прохождение курсов взаимодействия в экипаже (MCC).
Большой плюс обучения за границей состоит в том, что после получения лицензии инструктора, набирать дальнейший налёт можно не тратя свои деньги, а зарабатывая их. Например, работая инструктором.
Минус в том, что хотя формально Россия обязана признавать лицензии CPL и ATPL в соответствии с Чикагской конвенцией (международной конвенцией о гражданской авиации), на деле российские чиновники создают все условия для того, чтобы такая конвертация не происходила. Поэтому для получения российских свидетельств скорее всего придётся поступать на программу повышения квалификации и слушать по второму разу теорию в российском учебном заведении.
Однако многие воздушные суда, эксплуатируемые в России, имеют нероссийскую регистрацию. Это означает, что для работы на них не нужно иметь российского свидетельства пилота, нужно иметь свидетельство той страны, в которой зарегистрирован борт. И конверсией свидетельства в этом случае занимается авиакомпания. Которой намного проще конвертировать одно зарубежное свидетельство в другое, чем российское в зарубежное. Поэтому основные усилия стоит направить не на самостоятельную конвертацию свидетельства в российское, а на увеличение налёта и предварительные договорённости с авиакомпанией.
Цель: работа в иностранной авиакомпании |
Если же Вашей целью является устройство на работу пилотом в иностранной авиакомпании, следует сразу же проходить обучение в той стране, в которой Вы предполагаете летать в дальнейшем. Некоторые авиакомпании, например, Люфтганза, имеют свои собственные школы пилотов. В таких школах будущий пилот проходит обучение с нуля до уровня ATPL, получает все необходимые теоретические знания и практические навыки. Программа рассчитана на 1,5-2 года.
Главная задача для достижения цели — получение вида на жительство и выполнение прочих условий, предъявляемых авиакомпаниями для устройства на работу нерезидентов. Если эти условия Вы выполнить в состоянии, то обучение и последующее трудоустройство не будет представлять неразрешимой проблемы.